Направления
Информация о храме святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной Слободе
История Храма
Деревянная церковь свв. апп. Петра и Павла в Басманной Капитанской слободе была заложена в 1692 г. по прошению стольника и подполковника И.Ф.Башева.
В 1695 г. деревянная церковь значилась новопостроенной и обложенной налогом со дворов Басманной слободы. К 1702 г. в приходе церкви числилось 114 дворов.
В 1705 г. были начаты работы по возведению каменного храма. Деревянная церковь во время работ еще функционировала, о дальнейшей же ее судьбе ничего не известно.
Необходимо отметить, что правящий в то время император Пётр I активно способствовал основанию храмов в честь своего небесного покровителя в Азове, Брянске,
Петрозаводске, Полтаве; строительство Петербурга тоже началось с закладки деревянной церкви свв.апп. Петра и Павла.
Каменная церковь свв. апп. Петра и Павла в Москве строилась по рисунку Петра I («по присланному чертежу из Ево Государева села Преображенского»)
на пожалованные им же 2 тыс. рублей. Примечательно, что всего Петром I было сделано восемь рисунков будущих храмов.
Семь из них были выстроены в Санкт-Петербурге, и только один — в Москве (все восемь рисунков хранятся в хранилище Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга).
Отметим также, что в конце XVII — начале XVIII вв. в русской архитектуре наметились новые тенденции: особенно тесные культурные и торговые отношения сложились
у России с Голландией – туда Пётр I совершил своё первое заграничное путешествие. Пётр привёз из Голландии множество идей, в том числе архитектурных.
Как и Сухарева башня, прототипом которой послужила Амстердамская ратуша, храм св. апп. Петра и Павла стал воплощением одной из них.
С самого начала работа по возведению храма св. апп. Петра и Павла в Басманной слободе была поручена бригаде, состоявшей из 19 человек крепостных крестьян
из Ярославской губернии. Это были «записные каменщики», то есть профессиональные строители, поставленные на государственный учёт.
Помещики регулярно отпускали «каменщиков» на «государево строение». Имена некоторых из этих 19-ти: Андрея Кондратьева, Алексея Васильева, Ивана Яковлева,
Конона Нефедьева, Филиппа Васильева известны из переписки с Ингерманландской канцелярией, находившейся в Петербурге. В переписке упоминаются царские указы
(самый ранний датирован 26 мая 1705 г.), согласно которым «велено в Капитанской и в Новобасманной слободе, что за Мясницкими вороты, у церковного каменного строения,
которую церковь строят по присланному чертежу из Государева села Преображенского, верховных Апостол Петра и Павла, быть каменщиком Ярославского уезда разных помещиков
...до совершения церкви, а к иным делам от того строения тех каменщиков имать не велено...».
В 1708 г. был выдан антиминс на освящение престола в нижнем храме. Он был устроен в честь Николая Чудотворца (в именной подушной книге 1722 г. упоминается
«церковь Петра и Павла, что в Капитанской и в Новобасманной слободе, под нею церковь нижняя Николая Чюдотворца, каменная»).
В 1714 г. строительство храма продолжалось. Имеется договор подряда, заключенный в мае 1714 г. священником и старостой церкви с ярославскими и костромскими
крестьянами-каменщиками, которые «подрядились у той церкви построить к прежнему каменному строению в прибавок». По всей вероятности, большая часть работ в течение
летнего строительного сезона была выполнена. Но дальнейшие обстоятельства не позволили завершить возведение храма.
9 октября 1714 г. Петр I издал указ о запрещении каменного строительства в Москве в связи с переносом столицы в Петербург и необходимостью его быстрой застройки.
Церковь свв. апп. Петра и Павла значилась в списке московских зданий, строительство которых было приостановлено.
Через три года, в 1717 г., староста и прихожане церкви донесли в Правительствующий Сенат, что здание церкви почти достроено (не было только завершающего храм шпиля
и сводов над папертями). Но поскольку каменное строительство в Москве было запрещено, они просили Сенат разрешить закончить строительство: «В прошлом 1714 году
по имянному царского Величества указу и по поданной собственной Его Величества руки рисунку, велено нам ... построить церковь за Месницкими вороты, за Земляным городом,
что в Копитанской и Новобасманной слободе, которая и прежде в том месте была ж во имя Святых Апостол Петра и Павла, и оная церковь по оному от Его Величества рисунку,
как исподняя, так и верхняя, построены, а при том несовершенно: наверху шпицер и на сторонах над папертьми не сведены своды, отчего тоя церкве конечная гибель,
а по Его ж Царского Величества указу в Москве каменное строение строить запрещено, и для того и ту церковь достроить без присланного Указа от Вашего Сиятельства не дают».
В ответ на просьбу в Москву был послан сенатский указ о разрешении завершить строительство: «...каменную церковь во имя Святых Апостол Петра и Павла, буде она
сверх буту каменным строением зачата строить, — достроить...».
В 1719 г. здание церкви было достроено. Храм получился двухъярусным, с открытой арочной галереей в нижнем ярусе и гульбищем на верхнем. Вокруг церкви располагался
погост, обнесенный оградой.
В июле 1720 г. для верхней церкви был заказан иконостас, о чем сохранилась подрядная запись. Для «резного иконостасного дела» были наняты «царевны и великой княжны
Екатерины Алексеевны (сестры Петра I, к тому времени покойной) рещик Трофим Романов сын Жерин и оброчный крестьянин Колязина монастыря рещик Андрей Гаврилов сын Ушаков».
Они обязались «построить в той церкве столярное и резное иконостасное дело по означенному своему рисунку, а имянно: царские двери и сень резные травные, да вместо
столбов фрувты резные...». Также выполнить резные кронштейны и карнизы в «праздничном поясу, а в апостольском поясу и в пророческом также вместо столбов резьба...,
а сверх тех поясов — распятие и с пристоящими, резные в трех лицах в таком же столярстве», и, кроме того, устроить резные клиросы и амвон.
В мае 1737 г. церковь пострадала в результате одного из опустошительных пожаров Москвы, которые были страшным и постоянным бедствием для жителей города с деревянной
застройкой. На этот раз сгорело более 11 монастырей, 102 церкви, более 2,5 тысяч обывательских дворов, свыше 486 лавок. Церковь свв. апп. Петра и Павла пострадала
меньше других святынь: на колокольне сгорели перила, рундук и лестницы, выгорела деревянная ограда вокруг церкви. После восстановительных работ к середине XVIII в.
в Новобасманной слободе сложился архитектурный комплекс, состоящий из храма и колокольни, увенчанных шпилями и соединенных открытой белокаменной лестницей, ведущей
в верхний храм и на второй ярус колокольни.
В 1770 г. священник Алексей Иоаннов с приходскими людьми и вкладчиками обратились с прошением в Правительствующий Синод об устройстве придела. Они жаловались,
что в зимнее время в верхней церкви свв. апп. Петра и Павла «ранние службы с немалым трудом исправляются, а за морозами и вьюгой редко и бывают». «Для исправления
в зимнее время ранних служб» они просили устроить придел в паперти при нижней церкви свт. Николая. Благочинный Сретенского сорока, Троицкой церкви иерей Иоанн Игнатьев
и церкви Спасской, что в Пушкарях, иерей Стефан Васильев освидетельствовали место для нового придела «не будет ли в той паперти утеснения и темноты» и нашли его удобным.
После чего архиепископ Амвросий дал разрешение построить в нижнем храме новый придел во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Он был устроен южнее церкви Святителя и
Чудотворца Николая, у западных дверей. При этом предполагалось для лучшего освещения «сделать вновь окно и против оного светлую дверь». В 1772 г. новый придел Рождества
Пресвятые Богородицы был освящён архимандритом Сретенского монастыря Никоном.
Территория, на которой стояла церковь св. апп. Петра и Павла, сохраняла древнюю слободскую структуру и была занята сильно вытянутыми строительными кварталами,
разделенными переулками, параллельными Новой Басманной улице. Квартал, в котором была расположена церковь, делился продольным переулком на две части. К 1770-м гг.
продольный переулок вошел в состав обывательских дворов и оставался на церковной земле как проезд по погосту. Территория церкви с погостом и причтовыми дворами уже
тогда находилась в границах современных номеров 11 по Новой Басманной улице и 6 по Рязанскому переулку. Пять дворов причта церкви (священника, диакона, дьячка,
пономаря и просвирницы) представляли собой участки, вытянутые от церковного погоста к переулку. Деревянные жилые дома были ориентированы главными торцовыми фасадами
в сторону церкви. В глубине дворов располагались деревянные хозяйственные постройки и сады.
Согласно «клировой ведомости» за 1775 г. - отчетной ведомости, ежегодно посылаемой священником в Духовную Консисторию - всего в Петропавловском приходе Сретенского
сорока проживало 391 человек мужского пола и такое же количество женского. Среди прихожан, подписавших ведомость, числились именитые граждане: «вдовствующая графиня
Екатерина Ивановна Шувалова, генерал-аншеф Василий Иванович Чулков, вдовствующая генеральша Марфа Васильевна Балк, бригадир князь Владимир Борисович Голицын,
полковник Алексей Андреевич Думашев». Некоторые из них: А. И. Ширяева, М. В. Балк, С А. Демидова, Е. С. Гендрикова, Е. И. Шувалова, — имели свои домовые церкви,
состоящие в приходе церкви свв. апп. Петра и Павла.
В 1812 г. во время наполеоновского нашествия из 300 московских церквей пострадало от пожара более половины. Церковь свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной была
разграблена и числилась среди обгоревших. У Красных ворот французы устроили из церковных образов мишень для стрельбы. Неприятелем были сожжены расположенные на церковной
земле деревянные дома священника и диакона. В 1813 г. в числе других 15 московских храмов Петропавловская церковь получила 1500 рублей из средств, пожертвованных
костромским дворянством «на поправку церквей неприятелем разоренных». Деньги были использованы «для починки крыши на трапезе и колокольне, а также лестницы,
ведущей в верхнюю церковь».
После пожара 1812 г. по «прожектированному» плану города Москвы местность подлежала градостроительному регулированию. Современный Басманный переулок предполагалось
«спрямить», урезав церковную территорию. Урегулирование переулков ограничилось частичным выравниванием красных линий. С этого времени и по 1917 г. границы церковного
владения оставались неизменными.
В 1825 г. назрела необходимость в ремонте «пришедшей в ветхость от времени и мокроты» открытой белокаменной лестницы (начало XVIII в.), ведущей в верхний ярус церкви.
Был выстроен крытый переход между церковью и колокольней, вместо каменной лестницы была устроена чугунная.
В 1842 г. в нижней церкви свт. Николая по проекту архитектора Степана Петровича Мельникова вместо пришедшего в ветхость старого иконостаса, выполненного в стиле барокко
начала XVIII в., был построен новый иконостас. Одновременно была возобновлена стенная живопись в нижней церкви: «полинялые» от времени лики покрыли новыми красками.
Здание церкви очень страдало от сырости. Пришлось вновь начать строительные работы. Именно они (1856—1868 гг.) стали значительным этапом в формировании существующего
ныне облика храма. По инициативе старосты церкви, потомственного почетного гражданина Сергея Дмитриевича Ширяева и на пожертвования прихожанина храма - московского
купца 3-й гильдии Андрея Афанасьевича Залогина начались работы по перестройке здания. Она продолжалась 12 лет и производилась под присмотром архитектора Николая Ильича
Козловского. Прежде всего, нужно было расширить храм: старые стены галерей были полностью разобраны и сложены на новых местах. При этом галереи, по габаритам
превосходящие прежние, были продолжены, окружив алтарь, и включали в себя устроенную прежде крытую лестницу. Новые фасады выстроили с сохранением первоначальной
стилистики петровского времени. Во вновь построенных помещениях были устроены два придела: на южной стороне — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»,
на северной — в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Были отремонтированы печи, оконные рамы, сделан ремонт колокольни, а в 1868 г. — и «наружной стороны» церкви.
В архиве сохранилось дело о награждении купца Залогина золотой медалью на Владимирской ленте. Кроме 11000 рублей серебром на обновление трёх иконостасов он пожертвовал
ещё 11000 рублей серебром на другие нужды храма: переборку галерейных стен, устройство нового пола, новых печей и «росписание» стен, что составляло половину всей суммы,
израсходованной на ремонт храма. В результате реконструкции храм приобрел тот облик, который можно увидеть на фотографиях второй половины XIX — первой половины XX вв.
Он превратился в один из самых благолепно устроенных храмов Москвы, а его настоятель Пётр Матвеевич Терновский встал во главе Петропавловского благочиния Сретенского
сорока. На объединенных участках диакона и дьячка были выстроены здания кирпичной церковной богадельни и деревянных сараев и погребов.
В 1897 году в нижнем этаже колокольни было устроено помещение «для поставления покойников, приносимых родными их, Петропавловского прихода прихожанами на время после
смерти до отпевания и погребения». При этом окно, выходящее на Новую Басманную, предполагалось перестроить в дверь «без всяких изменений в размере и форме».
Новая власть, установленная в России в результате революции 1917 г., лишила религиозные организации юридических и гражданских прав. Законодательные акты Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) были направлены на уничтожение Русской Православной Церкви. В соответствии с
постановлениями советской власти храмовые здания стали считаться собственностью государства и могли быть переданы в пользование религиозной общине — группе верующих,
зарегистрированной в органах местной власти. Однако подлежали конфискации в пользу государства объекты церковной недвижимости: жилые дома, торговые помещения, здания богаделен,
школ, приютов и больниц, содержавшихся в основном за счет приходов и их благотворительных учреждений.
23 января 1919 г. был заключён договор (второй по счету) православной общины при храме свв. апп. Петра и Павла с Моссоветом, согласно которому община верующих
принимала в бессрочное бесплатное пользование 2-этажное здание самой церкви с богослужебными предметами по особой описи. Одновременно храму передавались иконы и церковная
утварь из упраздненных домовых церквей: из дома князя Голицына, из гимназии Мансбах и несколько икон из Рязанского парка электрического трамвая. Позднее храму было
также передано по описи имущество упраздненной церкви св. Ианнуария в бывшем Запасном дворце (иконы, евангелия, кресты).
После революции в крипте храме Петра и Павла на Новой Басманной некоторое время продолжала свою работу Московская Духовная Академия, которая так и называлась:
«Подколокольная академия». Некоторые московские священники носили значок кандидата богословия, полученный именно там. Таких кандидатов богословия «подколокольной»
Духовной Академии в Москве было несколько человек. Ректором ее был епископ Варфоломей (Ремов).
В 1921 г. Петропавловский храм был ограблен. Похищены лампады, напрестольные кресты, дарохранительницы. Это событие явилось поводом для придирок к верующим.
В конце 1923 г. Административный отдел Моссовета расторгнул с церковно-приходским советом договор под тем предлогом, что община недостаточно хорошо заботилась
о сохранности переданного храму имущества. Истинной же причиной расторжения договора стала поддержка верующими патриарха Тихона и их отказ признать обновленческую
церковь. В январе 1924 г. храм свв. апп. Петра и Павла передали обновленцам. В конце января 1924 г. так называемая «тихоновская» группа обратилась в Наркомат Юстиции
с жалобой. В письме говорилось, что «мы все добываем себе хлеб упорным трудом, большинство из нашей группы — простые рабочие физического труда. Группа отказывается
признать обновленческое движение, а желает молиться по-старому». Моссовет принял решение передать нижний храм обновленцам, а верхний — «староцерковникам». Только летом
1924 г. служба в верхнем храме свв. апп. Петра и Павла возобновилась. Впоследствии власти предприняли две попытки закрыть церковь. В ноябре 1929 г. — в числе 15 церквей
— для использования здания под склады хлеба. Но тогда Президиум ВЦИК постановил: «воздержаться от закрытия...». И в 1932 г. — для передачи храмового помещения Музею
охраны труда. Но и тогда церковь не закрыли.
Храм закрыли в 1935 г. постановлением Президиума Моссовета от 11 марта. Здание церкви передавалось Управлению Московской областной милиции для склада военно-
хозяйственного имущества. На храмовой территории был выстроен деревянный барак завода «Геодезия», а в 1940 г. — детский сад. В 1949 г. церковная богадельня была надстроена
двумя этажами. В здании разместились квартиры служащих Железнодорожного райисполкома и службы сооружений Метрополитена. В 1959 году по решению Моссовета здание храма передано
ВНИИ «Геофизика». Пространство верхнего, Петропавловского и нижнего, Никольского храмов было разделено на маленькие кабинеты, где размещались рабочие места сотрудников ВНИИ.
В 1992 г. распоряжением Правительства Москвы (№1189-РП от 15.05.1992) храм св. апп. Петра и Павла возвращен верующим. Малое освящение состоялось на праздник Богоявления,
19 декабря 1994 г. Первый престольный праздник отмечен в том же году.
В 2000 г. к храму свв. апп. Петра и Павла в Новой Басманной слободе был приписан построенный небольшой деревянный храм-часовня во имя св. ап. и евангелиста Луки в
селе Купавне, находящийся рядом с военно-морским госпиталем. Освящение храма малым иерейским чином состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2000 г.
В настоящее время в храме продолжаются реставрационно-восстановительные работы.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в
Барашах - Введенский, ныне Подсосенский пер., 2 угол Барашевского пер., 8 "Переулок назван в 1922 г.
по находившемуся здесь древнему урочищу "под сосенками", известному с 1476 г. по названию
церкви "Введения под сосенками".
Прежнее название - Введенский - было дано в XVII в. по этой церкви".
"Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку, где стоит здание церкви
Введения, "что в Барашах". Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими
шатрами, то есть служившие, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот
1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших
из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы,
писалось о барашах: "... служат они нашу шатерную службу в наших походах". Возможно, однако,
что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных
платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих.
В Барашевской слободе, как и во многих других московских слободах, были построены свои
приходские церкви: Воскресенская на углу с Покровской (ул. Покровка, 26) и Введенская,
о которой сохранились сведения, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная
местным священником И. Фокиным на свои средства.
Существующее великолепное здание в стиле нарышкинского барокко построено между 1688 и 1701 гг.
Первоначально главная церковь построена в 1647 г., а приделы в 1653 и 1668 гг. Нынешний
храм 1701 г. Обновление было в 1869 г.
Церковь Введения в Барашах "под сосенками" построена в 1698-1701 гг.
Храм и трапезная построены в 1701 г., колокольня XVIII в.
Под 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною. В 1620 г. она уже названа Введенской,
но была деревянная. При ней была придельная церковь Лонгина Сотника считавшегося покровителем
Московского царского рода, - в день Лонгина, 16 октября на обедне в Барашах присутствовали
сами государи (например, в 1651 и 1653 гг.) здесь же стояли и особые государевы хоромы.
О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные
креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина
в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч жженого
кирпича. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г.
В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от
здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М.М.
Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный
барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г.
весь вызолочен.
Убранство одноглавого храма Введения
"в Барашах" 1701 г. было достаточно оригинально, пышные с
колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями. На углах
четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга. Особое внимание
было уделено зодчим прорисовке всех мелких мелкопрофилированных частей - карнизов, тяг,
архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон, что придало убранству
храма несколько графический характер. Четырехскатное покрытие, несмотря на венчающие стены
кокошники, возможно, изначально. Ярусная колокольня "восьмериком" весьма характерна для этого
времени.
По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 г., церковь
закрыли в 1932 г., когда ему было 11 лет. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а
затем фабрику.
В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики "Руссолент".
Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести
храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения.
Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую
галерею. Ныне в ее запасниках из этого храма находятся:
"Страсти", кон. XVII - нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: "Моление о чаше", "Христос перед
Пилатом", "Христос перед народом", "Бичевание Христа", "Возложение тернового венца",
"Несение креста", "Пригвождение ко кресту", "Распятие", "Снятие со креста", "Положение во гроб".
Праздничный чин кон. XVII - нач. XVIII в.: "Благовещение", "Сретение", "Крещение",
"Преображение", "Воскресение", "Вход во Иерусалим".
"Икона 1713 г. "Богоматерь - умягчение злых сердец" 1713 г. работы Василия Уланова в 1930-е гг.
поступила в филиал ГИМ "Новодевичий монастырь".
В 1968 г. М.Л.Богоявленский записывал: "В настоящее время в храме помещается завод
электроизделий № 2. Церковь обезглавлена и обезображена заводскими надстройками - лестницами,
трубами разного размера и т.п. Стены закопчены, некрашены, штукатурка местами обвалилась.
Вид зданий грязный, неряшливый, он окружен высоким деревянным забором. В подвале ее сохранились
могилы, на надгробных плитах остались надписи. В 1948 г.
пробивали стену для заводской надобности и обнаружили будто бы три ниши, а в них три
замурованных скелета, на груди у них - золотые кресты, а на головах - золотые короны.
Тут же приехали из НКВД люди и забрали все золотые вещи.
В 1977 г. завод начали выводить, окончательно он переехал к 1979 г. До 1993г. внутри помещается цех
реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК).
Тронувшаяся и заглохшая в начале 1970-х гг. реставрация здания была возобновлена: к 1983 г. на
колокольне уже водружен крест, стоят леса и на храме; вновь установлены главки приделов. На
Подсосенском переулке хорошо заметно, что абсиды храма далеко выступают за красную линию.
Здание стоит на государственной охране с оградой и воротами начала XIX в. под № 123.
К 1990 г. реставрация завершена.
В 1993г. Храм передан Русской Православной Церкви.
В Церкви Введения с 1996 года силами прихода
ведётся роспись трапезной части храма. Руководит
небольшой бригадой стенописцев помощник старосты Храма Шихачевский Сергей Леонидович - член
Московского Союза Художников…
Роспись ведётся в традиционной для Русских Православных храмов технике: расколеровка или роскрышь,
как её называли в древности - чистая фреска (т. е. живопись по свежей известковой штукатурке),
а по высыхании фресковой подготовки завершение темперой.
Используется только натуральное сырьё: природные земляные и минеральные пигменты, творог,
льняное масло, прополис.
Программа росписи также традиционна, но имеет свои особенности, которые возникли в связи с
редким сочетанием в Богородичном храме приделов Св. Ильи - пророка и Св. Мученика Лонгина -
Сотника.
Артель выполняет работы по росписи храмов, иконописи,
лицевого и орнаментального шитья. В состав артели входят художники, прошедшие обучение
иконописи и стенописи в стенах Всероссийского художественного научно-реставрационного
центра имени академика Грабаря И.Э.
При изготовлении работ применяются краски и материалы, используемые в древности.
Фактически, написание любой иконы является реконструкцией, т.к. до нас дошло очень мало
памятников идеальной сохранности. Такой научный подход к иконе позволяет иконописцу максимально
придерживаться той традиции, той эпохи, из которой до нас дошёл тот или иной памятник.
Художники - мастера лицевого и орнаментального шитья являются выпускниками одноимённой
кафедры факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского
Богословского Института и Членами Творческого Союза Художников России.
Произведения шитья исполняются по прорисям иконописцев артели.
Вышитые работы находятся в личных коллекциях Президента Российской Федерации В.В. Путина и
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
А также в ризницах:
1)Храма Христа Спасителя
2)Храма "Святой Троицы" в Вешняковском переулке (при ПСТБИ)
3)Церкви "Введения во Храм Пресвятой Богородицы" в Барашевском переулке
4)Свято-Преображенского монастыря
5)Храма "Святого Пимена Великого" на Новослободской улице
И других Православных храмах России.
и
Харитошкиной Натальи
Косторезная художественная мастерская Введенского храма в Барашах занимается изготовлением
резных изделий из кости для церковного обихода. Материалом для работы служат различные виды
кости: ископаемый бивень мамонта, добываемый в России, клык моржа, зуб кашалота, а также простая
кость.
Из истории известно, что ремесло миниатюрной резьбы было занесено в Киевскую Русь из Византии,
где в X-XI вв. процветала резьба по слоновой кости. Первые сохранившиеся русские изделия из кости
относятся к XIV-XV вв. Все они связаны с православной культурой Руси. Античные традиции,
воспринятые вместе с христианством из Византии были освоены и переработаны русскими мастерами.
Особенной популярности и славы русская миниатюрная пластика достигла в XVIII веке.
Сегодняшние мастера-резчики являются достойными продолжателями этого искусства. Главной
задачей художественная косторезная мастерская считает создание современных косторезных изделий,
сохраняющих всё разнообразие древних художественных и технологических приёмов. Художники
уделяют особое внимание глубине образного содержания, присущей русскому православному
искусству. В мастерской выполняется разнообразный ассортимент изделий для церковных нужд,
в том числе всевозможные кресты (наперстные, запрестольные, нательные), панагии, иконы, складни,
образки и многое другое. В работе используются все виды резьбы по кости: рельефная и ажурная
резьба, гравировка, оклейная техника, токарные работы. Мастерская постоянно поддерживает
творческую связь с Холмогорским косторезным промыслом, где резьба по кости развивалась начиная
с XVI века. Возможно изготовление заказов ведущими мастерами этого промысла.
Могут быть изготовлены предметы и изделия традиционные для Русского Севера: ларцы, шкатулки,
настольные бюро, секретеры, кубки, вазы, разнообразные украшения, веера и многое другое.
Мастерская проводит работы по реставрации изделий из кости.